Тест вибро и шумоизоляционных материалов для автомобиля

Продолжаем серию экспериментов по проверке эффективности шумоизолирующих материалов различных производителей. В новом видео-выпуске исследуем рассеивание механической энергии (вибрации) в толще материалов, наклеенных на металлические пластины, которые имитируют элементы кузова автомобиля.

YouTube player

В первую очередь технология шумоизоляции автомобиля подразумевает блокирование низкочастотных вибраций от двигателя, трансмиссии, подвески и аэродинамического шума, которые приводят к резонансным колебаниям кузовных деталей автомобиля и усилению раздражающего гула при движении.  Для нейтрализации шума низкой частоты применяются различные виброизоляционные материалы, которые инсталлируются на металлические поверхности кузова. Во-вторых, необходимо избавиться от посторонних звуков средних и высоких частот. С ними помогут справиться звукоизоляционные мембраны, нанесенные на первый слой изоляции.

В испытательной лаборатории измеряли коэффициент механических потерь КМП, показывающий какое количество механической энергии рассеивается внутри материалов, на специальной установке по методу Оберста. Диапазон значений КМП – от 0 до 1. Чем ближе показатель к 1, тем эффективнее считается материал.

Для эксперимента подготовили 30 см стальные пластины толщиной 0,8 мм, на обезжиренные поверхности которых наносим и тщательно прокатываем валиком изоляционные материалы:

Суть эксперимента заключается в следующем. Металлическую пластину с нанесенным материалом закрепляем в специальном держателе установки. Снизу расположен электромагнитный возбудитель, создающий колебания заготовки. При помощи емкостного сенсора снимаем показания скорости колебательных движений пластины в зависимости от частоты (диапазон частот – от 10 до 1000 Гц, шаг — 2 Гц), которые записываются и обрабатываются специальной программой на компьютере. Установка помещается в термокамеру для изучения характеристик изоляционных материалов в разных температурных режимах от -20°C до +40°C с шагом 10°C. Таким образом, получаем массив данных для вычисления КМП материалов.


Результаты эксперимента приведены в таблице 1

Самым эффективным материалом оказался вибро и звукоизолятор StP Aerocell, имеющий максимальный КМП при температуре 20-25°C. На втором месте – виброизоляционный материал Comfort Mat Viper. Третье место занял вибродемпфер SGM Onyx.

В ходе проведения испытаний обратили внимание на тот факт, что КМП сэндвичей превосходят по показателям своих отдельных компонентов, начиная от +25°C и ниже по причине изменения вязкости шумоизолирующих материалов Comfort Mat Integra и SGM Barrier Light. От -5°C до -20°C КМП сэндвичей выше, чем у материала StP Aerocell.

Как правило, КМП шумоизолирующих материалов указывается как максимальное значение (самое приближенное к 1) при одной температуре. Но правильнее определять эффективность материала во всем круглогодичном температурном диапазоне эксплуатации автомобиля – для этого вычисляем площадь под измеренными кривыми. Полученные значения площадей используются в расчете коэффициентов эффективности материалов в %, как отношение эффективности материала к максимально возможной его эффективности.


Сравнение значений толщины, массы и коэффициентов эффективности исследуемых шумоизолирующих материалов приведено в таблице 2

Надеемся, что наш эксперимент поможет автолюбителям и профессионалам подобрать эффективные материалы для шумоизоляции автомобилей, исходя из среднегодовой температуры в регионах России.

Опубликовано